Типы маркетплейсов и варианты монетизации
По рыночной модели выделяют:
1. B2C (business-to-customer).
Площадка для торговли бизнеса с розничными покупателями. По сути, это аналог интернет-магазина с открытым каталогом, но отличается большим количеством продавцов и широким ассортиментом.
2. B2B (business-to-business).
Платформы для торговли между компаниями. Чаще всего торгуют оптом и нередко имеют закрытый каталог, куда имеют доступ лишь авторизованные пользователи, например, дилеры, дистрибьюторы и оптовые компании, которые получают индивидуальные цены и схемы оплаты.
3. C2C (customer-to-customer).
Площадки, где и продавцами, и покупателями выступают обычные пользователи. Например, «Авито» или «Юла».
4. D2C (direct-to-customer).
Площадка, которая продает товары напрямую от производителя.
Причем она может одновременно торговать как в розницу, так и оптом, то есть реализовывать комбинированный вариант B2B+B2C.
Также есть различные способы монетизации маркетплейса:
— Абонентская плата или подписка. Поставщики платят фиксированную сумму за доступ к определенному набору возможностей.
— Комиссия площадки. Маркетплейс взимает процент с каждой единицы проданного товара
— это самая распространенная модель.
— Плата за размещение. Селлеры платят за размещение каждой карточки товара, например, так работает «Авито».
— Плата за продвижение товаров. Отдельная плата может взиматься за появление карточек товара в топе выдачи, подборках на главной и участие в рассылках.
— Freemium-модель. Базовый функционал платформы предоставляется бесплатно, но ряд других инструментов уже платные, например, промоушен товаров, акции и скидки, бесплатная доставка и прочие.
При этом разные модели монетизации можно сочетать между собой, в зависимости от особенностей рынка.